Почему на Благовещенье выпускают в небо голубей

Слово «Благовещение» когда-то в сознании русского человека было не просто радостным, оно вмещало в себя такие чувства, как ликование, обретение надежды, возрождение к жизни, восторг свободы
Не случайно праздник Благовещения Пресвятой Богородице связан с весной, не случайно в этот день запрещалось работать: говорили, «на Благовещение девица косу не плетет и птица гнезда не вьет». Что до птиц, то у наших предков было заведено на Благовещение выпускать их на свободу. Журналист А. Коринфский в 1901 г. писал: «С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай — выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. В городах к этому дню бедные люди нарочно ловят птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые прохожими, вспоминающими при виде чирикающих пернатых пленниц о завещанном обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают об этом возгласами: «Дайте выкуп за птичек — пташки Богу помолятся!» У деревенской детворы есть целый ряд песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю». Есть такая «песенка» и у нашего гения. Помните?

  • В чужбине свято наблюдаю
  • Родной обычай старины:
  • На волю птичку выпускаю
  • При светлом празднике весны.
  • Я стал доступен утешенью;
  • За что на Бога мне роптать,
  • Когда хоть одному творенью
  • Я мог свободу даровать!

По форме — детская простота, но как точно схвачена суть события, чувства человека, дарующего другому Божьему созданию свободу. А еще в «детском стишке» Пушкин формулирует закон духовной жизни: «Надо благодарить Бога за то, что Он дает шанс сделать добро, вернуть кому-то, то что Он нам даровал — свободу!»

Традиция выпускать в небо птиц на Благовещение живет и по сей день: после литургии в знаменитом Благовещенском соборе Московского Кремля Патриарх Кирилл выпускает в синь неба голубей. И птицы взмывают ввысь, кружатся над древним храмом, Кремлем. Голуби эти непростые, обученные: покружив над сердцем Родины, умные птахи собираются в стаю и возвращаются в Федерацию спортивного голубеводства, в питомник. О том, почему именно птицы символ праздника, позже, сейчас о церквях в честь Благовещения.

Храмов в честь Благовещения Пресвятой Богородице не счесть, настолько это значимый для Церкви праздник. Расскажу только про один. 1856 год. Перед Российской империей стоит задача окончательно закрепить за собой левый берег Амура. В мае туда, где «тучи ходят хмуро», прибывает военный отряд — для расчистки территории под будущих переселенцев. Край суровый тогда точно «был тишиной объят», но к весне 1858 года здесь уже шумно и стоят дома, где живут русские. Только какая жизнь без Церкви? И 9 мая 1858 года знаменитый архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий закладывает на высоких берегах Амура храм. Правильно, в честь Благовещения.

«Благая новость» не заставила себя ждать: через неделю, 16 мая, дипломаты Цинской империи подписывают-таки с Россией Айгунский договор, признающий весь левый берег Амура российским. В честь столь радостной новости служат благодарственный молебен, а на торжественном приеме генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н. Муравьев произносит: «Товарищи! Не тщетно трудились мы: Амур сделался достоянием России. Святая православная церковь молится за вас! Россия — благодарит! Да здравствует и процветает вновь приобретенная страна. Ура!» Не прошло и двух месяцев, как храм дал имя новому городу — Благовещенск!

По традиции в праздник Благовещения Святейший Патриарх выпустил в небо голубей

И тут важный момент. Обратите внимание: слово «Благовещение», имея в составе два корня «благая» и «весть», вроде бы сходно по смыслу с выражением «благая новость», которое я использовала, рассказывая про наши дипломатические победы. Но не так всё просто! Смотрите, новости бывают плохими, хорошими, а бывают настолько важными, ведущими к чему-то новому, поворотному в нашей жизни, что для них есть специальное слово «весть», родственное и созвучное глаголу «вести кого-то куда-то». Наши предки в отличие от нас, захлебывающихся в информационных потоках и фокусирующихся на новостях отрицательных, тонко чувствовали градацию: вот просто новость, вот известие, а вот весть. И среди этой значимой вести выделяли одну, особенную — благую весть: было в ходу раньше такое слово — «благовестие». И было отдельное слово «Благовещение», причем именно так, с заглавной буквы. Чувствуете разницу? Кстати, греческое звучание выражения «благая весть» знает каждый: «eu» — благо, «ggelein» — возвещать. Евангелие — «euaggelion», благая весть, благовестие о спасении человечества от власти смерти и греха. Так вот, специальным словом «Благовещение» называлась особая благая весть — весть, которую принес Деве Марии архангел Гавриил.

Известно, что Мария — долгожданный ребенок праведных Иоакима и Анны, была посвящена Богу. С трех до четырнадцати лет Мария жила при храме. По обычаю того времени, после достижения четырнадцатилетия Мария больше не могла оставаться там: Она должна была либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Праведные Иоаким и Анна к тому времени умерли, но когда священники решили выдать Марию замуж, Она сказала, что дала обет Богу остаться навсегда Девой. Тогда священники обручили Ее с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом, для того, чтобы он оберегал Марию, заботился о Ней. Иосиф Обручник, как и Дева Мария, происходил из рода царя Давида, хотя был человеком небогатым и добывал хлеб плотницким ремеслом. И вот наступает великий момент в жизни Марии — Благовещенье. Господь посылает архангела Гавриила к Деве Марии, с тем, чтобы он сообщил Ей благую весть. Войдя к Марии, архангел сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Юная Мария, смутившись, размышляла, что бы это значило, а архангел продолжал: «Не бойся, Мария, Ты обрела благодать у Бога! Ты «зачнешь во чреве», и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и будет Сыном Всевышнего!» Понятно смятение юной девушки, в недоумении Мария спрашивает: «Как это возможно, если я мужа не знаю?» И Ангел отвечает: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; потому и родившийся наречется Сыном Божьим». И тут, внимание, важно! Мария отвечает: «Да будет Мне по слову твоему». Это полная отдача себя в руки Божьи. Святые учат: Боговоплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Богородицы, как оно невозможно без творческой воли Бога.

  • патриарх

Оставьте комментарий